Формы знания и общество


Формы знания и общество
        «ФОРМЫ ЗНАНИЯ И ОБЩЕСТВО» («Die Wissens-formen and die Gesellschaft») — фундаментальный труд M. Шелера, изданный в 1926 в Лейпциге; рус. пер.: Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. Шелер — один из основоположников аксиологии, социологии познания и философской антропологии. Он испытал влияние феноменологии и философии жизни, впоследствии — сторонник персонализма. Различал объективные ценности и эмпирические переменные (относительные ценности, исторически-конкретные формы ценностей), связывал перспективы человечества с возрастанием нравственных ценностей в сознании индивида. Считал, что они могут противостоять кризису буржуазной культуры с доминированием в ней прагматической рациональности и расчета. Шелер стремился преодолеть субъект-объектную схему научного познания и исходить из полноты переживания жизни. Он подчеркивал связь познания с образованием как становлением интерпретирующего субъекта.
        В работе «Ф. з. и о.» он рассматривает образование не как учебную подготовку к какой-либо деятельности, а как категорию бытия, приобщение к образцам и символическому универсуму. Социология познания Шелера, показывает значимость исторических условий в поддержании или подавлении жизненных, духовных и религиозных ценностей. Эта работа рассматривалась Шелером как найденный выход из дилеммы позитивистски-прагматической или духовно-романтической установок.
        Шелер выделяет три типа знания: научное, метафизическое и ценностное. Формы знания отличаются не применяемыми методами и не различиями предметов. Они характеризуют разные бытийные отношения, определяемые интересом познающего. При этом в трактовке интереса он, прежде всего, стремится преодолеть позитивистски-прагматический подход. Шелер критикует позитивистскую типологию форм знания О. Конта, в которой религиозно-мифологическое знание сменяется метафизическим, а затем научным. По мнению Шелера, трактование этих форм знания как исторических стадий развития знания — ошибочно. Они никогда не отрицают друг друга, а продолжают сосуществовать как онтологически заданные самим существом человеческого духа «формы познания». Религиозное знание запрашивается стремлением к спасению, к постижению высшего смысла. Любовь к Богу секуляризируется в формы человеческой любви, симпатии, т.е. в ценностные формы познания. Метафизика начинается с удивления (Аристотель), поддерживается вопросом о сущности явлений; позитивно-научное знание имеет своей целью господство над природой и обществом. Всем этим формам знания соответствует и свой тип человека. Естествознание исторически связано с обществами, в которых господствующие классы вели свое происхождение от городского бюргерства, ставшего буржуазией. Homo religiosus имеют свою социальную среду, церкви и секты. Ученые образуют научные сообщества. В соответствии со своей аксиологией, Шелер наделяет «три высших рода знания» знания своими функциями: знание ради господства или достижений (позитивные науки); знание ради образования (метафизическое) и знание жизненного мира (ценностное). В с е эти три формы связаны с эмоциональными установками, обусловленными общественным процессом. Каждый исторический класс характеризуется не только идеологией, но и «эмоциональным априори», объясняющим код поведения и действия.
        Социология знания Шелера выясняет эмоциональные предпосылки интереса к науке в Новое время, показывая, что эмоциональный порыв нового класса буржуазии объединяет прежде разрозненные интеллектуальные ориентации. Шелер считает, что теоретический образ мира и практический мир с его политическими, экономическими и социальными интересами совпадают не потому, что связаны каузальной зависимостью, а потому, что определены структурой этоса и потребностей. Рождение науки из духа буржуазного этоса, из духа культуры и практики получило у него серьезное обоснование. Если первые два типа знания раскрываются в актах познания, то ценностное знание раскрывается в наивысшей форме — в акте любви. Шелер рассматривал любовь как спонтанное восхождение к высшим ценностям посредством раскрытия высшей ценности личности. Суть любви состоит, по его мнению, не в стремлении к более ценному предмету, а к повышению его ценности, благодаря чему достигается сущностное видение предмета, созерцание высших ценностей. Любовь как форма ценностного познания — это не ориентация на высшую ценность, а направленность сознания на высшее бытие ценности. Все сказанное приводит Шелера к дифференциации нравственного познания, желания и этики. Данная Шелером типология форм знания оказала влияние на позиции таких нем. философов, как Э. Ротхакер, К.-О. Апель и Ю. Хабермас.
        В.Г. Федотова

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Смотреть что такое "Формы знания и общество" в других словарях:

  • ОБЩЕСТВО —         в широком смысле обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле определ. этап че ловеч. истории (обществ. экономич. формаций, межформационные …   Философская энциклопедия

  • Общество — У этого термина существуют и другие значения, см. Общество (значения). Общество  обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей,… …   Википедия

  • Общество Сторожевой башни, Библий и брошюр — Свидетели Иеговы Исследователи Библии Зал Царства Издательская деятельность Литература Свидетелей Иеговы Священное Писание  Перевод нового мира Сторожевая башня возвещает Царство Иеговы Пробудитесь! Общество Сторожевой башни Рассел, Чарльз Тейз… …   Википедия

  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ — теория о тесной бытийной связи знания. Исследует социальные процессы, управляющие процессом познания и влияющие на его структуру и направление. Изучает также сущность духовных столкновений (напр., взаимного непонимания людьми, принадлежащими к… …   Философская энциклопедия

  • социология знания —         СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ исследовательская область социологии, анализирующая социальную природу, социокультурную детерминацию или корреляцию различных когнитивных форм от религии до науки, механизмы их порождения, распространения и… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ — лежащие на стыке социологии и философии исследования социальной природы и социальной детерминации различных форм знания, механизмов его порождения, распространения и функционирования в обществе. Для современной С.з. характерно расширительное (по… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО — (open society) концепция свободного общества Карла Поппера, в котором все формы знания и всякая социальная политика могут открыто критиковаться. Он расценивает его как единственную форму общества, совместимого с его фальсификационистской и… …   Большой толковый социологический словарь

  • ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ: КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО? — статья Г. Зиммеля , вышедшая в свет в 1908. По мысли Зиммеля, фундаментальный вопрос своей философии: Как возможна природа? Кант мог ставить и отвечать на него лишь потому, что природа была для него не чем иным, как представлением о природе...… …   Социология: Энциклопедия

  • Информационное общество — Информационное общество  концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительные черты: увеличение роли информации, знаний и …   Википедия

  • Постиндустриальное общество — Постиндустриальное общество  это общество, в экономике которого, в результате научно технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Формы знания и общество» >>